Alisher Usmanov – USM Founder
АЛИШЕР УСМАНОВ

Основатель USM

  • Алишер Бурханович Усманов – один из ключевых представителей российского и мирового бизнес-сообщества, известный международный инвестор и филантроп. По оценке Forbes и Bloomberg, Усманов входит в число самых влиятельных людей планеты.
  • Алишер Усманов – основатель USM, частной российской холдинговой компании, которая объединяет успешные предприятия в сфере горнодобывающей и металлургической промышленности, телекоммуникаций, высоких технологий и интернет-бизнеса.
  • В число активов USM входят холдинг Металлоинвест, ведущий мировой производитель железорудной и металлизованной продукции, региональный производитель высококачественной стали; Удоканская медь, обладающая лицензией на разработку третьего в мире по величине запасов месторождения меди; один из крупнейших производителей цемента в России компания Akkerman cement; МегаФон, один из лидеров телекоммуникационного рынка России; ИКС Холдинг, ведущий игрок на российском рынке ИТ-оборудования и цифровых решений для корпоративного и государственного секторов. Компания является акционером Центра развития перспективных технологий, создавшего единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров. USM также косвенный акционер компании Mail.ru Group, лидера русскоязычного сегмента интернет-рынка.
  • Алишеру Усманову принадлежат ведущая медиагруппа России ИД КоммерсантЪ и девелоперская компания Химки Групп. Кроме того, ранее он был крупным акционером футбольного клуба «Арсенал» в Великобритании.
  • Господин Усманов получил всемирное признание как один из самых успешных глобальных инвесторов благодаря высокоприбыльным венчурным вложениям в наиболее быстрорастущие интернет-проекты, включая Facebook, Alibaba, JD.com, Xiaomi, Zalando, Twitter, Spotify, Flipkart, Airbnb, Ola Cabs, Didi Chuxing, Uber и Wish. В сфере инвестиционных интересов Алишера Усманова сегодня находятся такие инновационные отрасли, как искусственный интеллект, «Интернет вещей», экономика совместного потребления, большие данные, разработки в области медицины и биотехнологий.
  • Алишер Усманов придает огромное значение благотворительной деятельности: он является основателем благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и попечителем ряда социальных, образовательных и культурных организаций, влияние которых распространяется на десятки стран. Бизнесмен неоднократно возглавлял рейтинг самых щедрых меценатов России по версии Bloomberg. Несколько лет подряд он входит в сотню самых щедрых филантропов по версии британского рейтинга The Sunday Times Giving List, который считает благотворительные траты как британцев, так и иностранцев, имеющих собственность или бизнес в этой стране. В 2021 г. газета признала А.Усманова самым щедрым участником своего рейтинга Giving List за все 20 лет его существования. География благотворительной деятельности Усманова распространяется более чем на 60 стран мира.
  • На протяжении многих лет господин Усманов уделяет большое внимание развитию спорта в России и в мире. С 2008 года он возглавляет Международную федерацию фехтования. Господин Усманов является председателем попечительского совета Федерации фехтования России, а также членом попечительского совета Фонда поддержки олимпийцев России. С 2018 года он входит в состав комиссии Международного олимпийского комитета по развитию Олимпийского телевидения (International Olympic Committee's Olympic Channel Commission).
  • Алишер Усманов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени за выдающиеся заслуги перед государством, активную общественную и благотворительную деятельность, отмечен орденом Александра Невского и орденом Почета за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу, знаком МИД России «За вклад в международное сотрудничество» и орденом Дружбы («Достык») I степени Республики Казахстан за вклад в развитие страны и укрепление сотрудничества между народами.
  • За большой вклад в благотворительную и общественную деятельность Алишер Усманов награжден знаком отличия «За благодеяние», а также высшей наградой Совета муфтиев России – орденом Аль-Фахр I степени – за укрепление взаимопонимания между представителями разных национальностей. Господин Усманов является кавалером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» степени командора за вклад в российско-итальянские отношения и в знак высокой оценки его участия в проектах по сохранению архитектурного наследия Италии. За плодотворное сотрудничество с Республикой Татарстан, активную общественную и благотворительную деятельность Усманов получил орден Дружбы «Дуслык». Он также награжден орденом «Эл-юрт ҳурмати» (в переводе с узбекского «Уважаемому народом и Родиной») за вклад в укрепление связей между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, а также эффективную реализацию крупных инвестиционных, духовно-просветительских и спортивных проектов в Узбекистане.
  • Господин Усманов участвует в работе исполнительных органов ряда неправительственных организаций и компаний, которые играют ключевую роль в развитии российской экономики. С 2006 года входит в правление Российского союза промышленников и предпринимателей.
  • Алишер Усманов окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «международное право» в 1976 году, а также получил степень по банковскому делу в Финансовой академии при Правительстве РФ в 1997 году. Владеет английским, французским, русским и узбекским языками.

Alisher Usmanov – USM Founder
ALISHER USMANOV

Founder of USM

  • Alisher Usmanov is a successful entrepreneur and a renowned international investor. He is one of the world's most generous philanthropists. Forbes and Bloomberg have ranked him among the most influential people globally.
  • Mr. Usmanov is the founder of USM, a private Russian holding company, bringing together highly successful businesses in the metals and mining, telecoms and technology .
  • USM’s assets include Metalloinvest, a major global producer and supplier of iron ore and steel products; Udokan copper, which holds the license to develop Russia’s largest and one of the world’s largest undeveloped copper deposits; Akkerman cement, one of the largest cement producers in Russia and MegaFon, a leader in Russia’s telecommunications market. The group is a shareholder in the Centre for Research in Perspective Technologies, developer of a unified national track & trace digital system. Previously, USM was also an indirect shareholder of VK (previously Mail.ru Group), the leader in the Russian-language internet market, and owner of Russia’s leading social networks.
  • Separately, Mr. Usmanov owns Kommersant Publishing House, the leading business media organisation in Russia, and USM Development, a prominent Russian real estate developer. He has also previously been a major shareholder in Arsenal Football Club in the United Kingdom.
  • Mr. Usmanov has gained international recognition as a visionary investor due to his highly profitable early-stage investments in some of the fastest-growing internet and high-tech companies.
  • Alisher Usmanov attaches great significance to philanthropic activities. He is the founder of the Art, Science and Sport Charity Foundation and a trustee for a range of social, educational and cultural organisations that are active in dozens of countries. More than once, he has topped the rankings of the most generous benefactors in Russia according to Bloomberg. For several successive years, Mr. Usmanov has been included in the top 100 most generous philanthropists according to The Sunday Times Giving List. In 2021, this newspaper recognised him as the most generous person in the Giving List over the 20 years since its launch. In 2020 and 2021 he was recognised by the Sunday Times as the largest donor towards the fight against COVID-19. His charitable efforts extend to more than 60 countries.
  • For many years, Alisher Usmanov has devoted considerable attention to the development of sports in Russia and globally. He has served as President of the International Fencing Federation since 2008. Mr. Usmanov was re-elected to this position in 2012, 2016 and 2021. He is the Chairman of the Board of Trustees of the Russian Fencing Federation and is a member of the Board of Trustees of the Russian Olympians Foundation. Since 2018, he has been a member of the International Olympic Committee's Olympic Channel Commission.
  • Mr. Usmanov was awarded the Order for Service to the Fatherland III and IV class in recognition of his services to the state, as well as his community and charitable activities. He also received the Order of Alexander Nevsky and the Order of Honour of the Russian Federation for his professional achievements, the Medal for Contribution to International Cooperation by the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
  • He was also awarded the Distinction for a Good Deed, for his considerable philanthropic and societal contributions, as well as the Al-Fakhr Order I Class, the highest award of the Russian Council of Muftis, for strengthening mutual understanding between people of different nationalities. Mr. Usmanov received the Order “Duslyk” (Friendship) for his meaningful cooperation with the Republic of Tatarstan and his active public and charitable work
  • Additionally, he became a Commander of the Order of Merit of the Italian Republic for his contribution to relations between Russia and Italy, and as recognition of his participation in projects to preserve Italy’s architectural heritage. He was also awarded the El-Yurt Hurmati Order (translated as “Respected by People and Homeland”) for his significant contribution to strengthening links between the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation, and for the realisation of large investment, spiritual education and sports projects in Uzbekistan. Mr Usmanov was also awarded the Order of Friendship (Dostyk) I Class from the Republic of Kazakhstan for contribution to the country and strengthening ties between the nations.
  • Mr. Usmanov is an active member of the executive bodies of a number of non-governmental organisations and companies that play key roles in the development of the Russian economy. Since 2006, he has been on the Management Board of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs.
  • Alisher Usmanov graduated from the Moscow State Institute of International Relations with a degree in international law in 1976, and he received a degree in banking from the Finance Academy under the Government of the Russian Federation in 1997. He is fluent in English, French, Russian and Uzbek.